Previous Entry Share Next Entry
Железные дороги Польши (продолжение)
heming_fromelko

Продолжение. Начало здесь.

С железнодорожными вокзалами в Польше дело обстоит примерно следующим образом. Во многих городах вокзалы архитектурно интересны, комфортны, удобны, чисты. В небольших городах зачастую вокзалы снаружи неказисты, но внутри вполне чистые. В городах,  посещаемых туристами, вокзалы находятся в идеальном состоянии с точки зрения чистоты и комфорта.             

Железнодорожный вокзал Краков-Главный

      Архитектурно в Польше наиболее интересными мне показались вокзалы в Гданьске и Вроцлаве.

Железнодорожный вокзал в Гданьске

Железнодорожный вокзал во Вроцлаве

                             Железнодорожный вокзал в Мальборке – стилизация под  главную местную достопримечательность  замок Мариенбург
      В некоторых крупных городах железнодорожные вокзалы функциональны, но, как бы, безлики – это постройки 60-х – 80-х годов. Внутри такие вокзалы чистые, вполне функциональные, но архитектурно они не вписываются ни в исторические памятники, ни в современность. Характерные примеры – железнодорожные вокзалы в Ольштыне и Быдгоще.

Железнодорожный вокзал в Ольштыне

                                                                                                          Железнодорожный вокзал в Быдгоще

Более монументальное вокзальное здание, по виду построенное в 60-х – 80-х  годах  встретилось в Гдыне – не архитектурный шедевр, но и не блеклая стеклянная коробка. В Познане  станционно-вокзальный комплекс вроде бы безлик, но при этом функционален – помимо касс и камер хранение на вокзале есть несколько магазинов и фаст-фудов.

Железнодорожный вокзал в Гдыне

                                                                                                    Железнодорожный вокзал в Познане

Третий по величине город Польши Лодзь (долгое время бывший вторым) находясь почти в географическом центре страны лежит несколько в стороне от основных  железнодорожных направлений PKP. Лодзь не указан не в одном русскоязычном путеводителе по Польше. Это странно, так как посмотреть в Лодзе есть много чего и город производит очень приятное впечатление. К Лодзю ведут направления Варшава-Лодзь, Лодзь-Познань и рокадный вариант сообщения Гданьск – Краков, Катовице (через Быдгощ, Торунь, Кутно, Лодзь, Честохову). В Лодзе, насколько я понял, ранее было несколько основных вокзалов, сейчас основной пассажирский вокзал один – станция Лодзь-Калиска. Железнодорожный вокзал на данной станции островного типа, находится между железнодорожных путей. Сами железнодорожные пути и платформы расположены на небольшой насыпи, вокзал расположен уровнем ниже – под путями. Для города уровня Лодзя вокзал довольно маленький и устаревший. Внутри все довольно чисто, но само здание небольшое и инфраструктура для пассажиров в виде магазинов и фаст-фудов там отсутствует. Рядом с вокзалом только автомобильная эстакада, крупных магазинов и торговых центров нет. Воды и газеты приобрести на вокзале Лодзь-Калиска можно, но не более того.

Железнодорожный вокзал Лодзь-Калиска

Красивый,  чистый и аккуратный железнодорожный вокзал находится в Люблине. Его существенный минус – странное географическое расположение. Вокзал в Люблине расположен вроде бы не на окраине города, но в какой –то вакуумной точке - не  центре, не в жилой зоне, не в промзоне, а просто в некоем месте, вокруг которого ничего нет, кроме стоянки , остановок троллейбуса и автобуса. Странное расположение вокзала в Люблине вписываются в общие странности города – при том, что город красивый и туристический по нескольким направлениям, а также довольно промышленный и с наличием большого числа командировочных, в городе чувствуется какой-то необъяснимый налет провинциальности.

Железнодорожный вокзал в Люблине

Станция Замосць

Пограничные железнодорожные станции и вокзалы в Польше выглядят в вполне современно и аккуратно. В 2007-ом году станция и вокзал на границе с РБ в Тересполе выглядели довольно аскетично. Проезжая Тересполь в начале 2013-года обратил внимание, что там весь  станционно-вокзальный комплекс перестроен, все стало выглядеть современнее и аккуратнее.

Станция Тересполь (2007-й год)

Станция Бранево – граница с РФ (Калининградской областью)

             Довольно неплохой вокзал находится в приграничном с Украиной городе Пшемысле. Вокзал удачно вписывается в архитектуру центра Пшемысля.

Железнодорожный вокзал в Пшемысле

В нескольких очень туристических местах Польши железнодорожные вокзалы сильно не соответствуют туристическому статусу места – это Торунь и Закопане. В Торуне в принципе вокзал Торунь-главный вполне чистый, но в силу географии Торуня находится не в очень удобном месте и не оборудован туристической инфраструктурой. Станция Торунь-място в центре города уж совсем не соответствует одному из наиболее посещаемых туристами городов Польши. Другое дело, что редкий турист на нее забредет, даже при том, что станция вплотную примыкает к историческому центру.

Железнодорожный вокзал в Торуне

Станция Торунь-Място

        В Закопане железнодорожная станция небольшая, но, возможно, большой вокзал там и не нужен – основной поток едет туда из Кракова на автобусе в силу географии железнодорожной линии, а по железной дороге приезжают только ночными поездами из Варшавы и с севера Польши, а также на  редком «пригороде» из соседних городков и поселков.

Железнодорожная станция Закопане

                                                                     Несколько железнодорожных станций на линии Краков - Пшемысль

Несколько железнодорожных станций на побережье Балтики – Сопот, Владыславово, Хель

В целом по сети PKP имеется много станционных и вокзальных зданий, находящихся просто в страшном состоянии, которые нужно скорее не ремонтировать, а сносить и строить заново, либо просто сносить за  ненадобностью (билеты все равно кондуктора могут продавать со станций, где нет касс) . Мне показалось, что севернее линии Тересполь-Варшава-Кутно-Познань-Жепин мрачных , разрушающихся вокзальных станционных зданий существенно больше, чем южнее указанной линии.

В завершении темы вокзалов PKP – об объявлениях и расписаниях. На вокзалах вывешены во многих местах вокзальных зданий и платформ желтые листы под стеклом с расписаниями. Разобраться в них предельно просто. Что такое «Одъязыды» и «Приязды» понятно без перевода. Расписание разделено на указанные части и сгруппировано по времени.  Поезд указывается временем отправления  время отправления и жирным шрифтом конечна станция со временем прибытия. Более мелким шрифтом, чем время отправления поезда и конечный пункт, указаны перевозчик основные промежуточные остановки со временем прохода поездом станции.

Пример расписания на платформах станций

Внутри вокзалов крупных городов  и станций помимо таблиц с расписаниями есть расписания сгруппированные не по времени, а по  крупным пунктам назначения – название города и перечисление времени отправления поездов, которые до данного города довезут. Кроме того  расписание поездов и маршрут с пересадками можно узнать у кассиров, но тут есть нюанс – если касса  всех перевозчиков общая, то кассир даст все варианты, если касса закреплена только за конкретным перевозчиком – то кассир выдаст расписание только своего перевозчика.

При поездках по PKP на станциях и вокзалах поезда объявляют – тип поезда, номер перрона и пути (Peron, Tor) , назначение и основные промежуточные остановки. Но лучше посмотреть перрон и путь отправления самостоятельно – на желтых листах расписания либо, там где есть, на электронных или механических табло. Из объявлений поездов номер перрона и пути понять зачастую сложно.  Зная русский язык , основы еще нескольких языков славянской группы, написание букв в польском языке, немного о  разнице в падежах между польским и русским языком к пятому дню пребывания в Польше начинаешь язык понимать на письме , при прослушивании радио и в коротких предложении при общении. И даже немного говорить. Но фонетика польского языка очень сильно от русского отличается. Некоторые гласные и согласные звуки польского языка в русском языке не употребляются или произносятся по-другому. Поэтому восприятие на слух возможно только, если дикция четкая. На большинстве польских станций объявления делаются быстро и не четко. Пункт назначение и промежуточные остановки на слух успевают восприняться, а  вот путь и перрон тонут в звуковом потоке. Четкая дикция при объявления мне встречалась только на трех вокзалах Варшавы и в Кракове – там при объявлениях было понятно все. Но в перечисленных местах объявления и не очень нужны    помимо листов расписаний все продублировано много раз на электронных табло и на самих перронах.

Путевая инфраструктура на PKP оставляет двоякое впечатление – на многих участках поезда, как дальние, так и пригородные ходят с высокими скоростями (относительно РЖД, исключая ГХ ОЖД и Транссиб по Горьковскому ходу). Если рядом автомобильные дороги, то из окна видно, что поезд движется существенно быстрее машин и автобусов. Причем это не только на магистральных линиях, но и  на «глухих» неэлектрофицированных линиях, на которых в качестве сигнализации еще семафоры установлены. При этом существуют участки, по которым, сколько не ездил, поезда едут очень  медленно, причем такое расписание заложено в графике.  Хронически медленными показались участки Торунь – Быдгощ, Кутно-Лодзь, Тересполь – Луков. В последние годы произошло сильное замедление на одной из основных линий Польши Вроцлав-Ополе-Катовице-Краков-Пшемысль, но вроде бы это связано с реконструкцией участка под повышение скоростей движения и при оптимистическом прогнозе через несколько лет скорости движения увеличатся.

Многие однопутные неэлектрофицированные ветки имеют только местное значение, но при этом их структура довольно разветвленная. Характерные примеры – зона действия  «пригородного» перевозчика Arriva в Поморско-Куявском и Поморском воеводствах или различных однопутные линии местного значения Любельском и Подкарпатских воеводствах. В Замосце (Любельское воеводство) на станции встретились семафоры. При этом скорости движения по линии были вполне нормальные.

Однопутная линия местного значения в Замосце

По некоторым линиям есть сильное сезонное увеличение пассажирского трафика в несколько раз. Например, по  неэлектрофицированной однопутной линии Реда-Владыславовово-Хель, ведущей на Хельскую кассу на Балтийском море и курортные поселки в районе Владыславово зимой трафик минимален, а летом появляется много дальних поездов, включая несколько поездов дорогой категории и заполненных пригородных поездов.

Неэлектрофицированная однопутная линия на Хельской косе

Типовые пейзажи магистральных двухпутных

электрифицированных линий PKP:

Линия Краков – Пшемысль

Линия Варшава-Гданьск

На большинстве станций и остановочных пунктов на PKP платформы низкие с асфальтовым покрытием. Подобно тому, как и в пригородных зонах Москвы, Петербурга, Киева, Нижнего Новгорода и вокруг Варшавы и в самой Варшаве платформы  высокие, часто мощенные плиткой. Также высокие платформы имеются на вокзалах крупных городов (например в Кракове) и на некоторых приграничных станциях Польши.

Продолжение здесь.

?

Log in