Previous Entry Share Next Entry
Железные дороги Польши (продолжение)
heming_fromelko

Продолжение. Начало здесь: http://heming-fromelko.livejournal.com/19439.html http://heming-fromelko.livejournal.com/19675.html

Подавляющие большинство типов вагонов дальних поездов  -  вагоны, состоящие из сидячих купе. Сидячие купе бывают 6-ти местные и 8-местные. Как правило шестиместные купе в вагонах 1-го класса, восьмиместные в вагонах 2-го класса. В дорогих поездах вагоны второго класса состоят из шестиместных купе. В дальних поездах встречаются вагоны второго класса, состоящие из OpenSpace и сидячих кресел, но таких вагонах в сравнении с вагонами, состоящими из сидячих купе немного. В ночных поездах  (таких поездов не так много по сравнению с дневными, но и не единицы) помимо вагонов, состоящих из сидячих купе есть вагоны с трехместными купе (которые могут продаваться также в режиме двухместных и одноместных) и «кушетами» - шестиместными купе. Шестиместные купе могут продаваться как с бельем, так и в режиме «дешевый плацкарт» (на русскоязычной версии сайта с расписаниями PKP шестиместные купе «без белья» переведены именно как «дешевый плацкарт». В вагонах со спальными местами есть проводники, вагоны с сидячими местами курсируют без проводников. Билеты в сидячих вагонах проверяют кондуктора. Кондуктора следуют с поездом не весь маршрут, а определенные участки, после чего меняются на другую «бригаду» (обычно несколько человек, но ходят поодиночке) кондукторов, закрепленную к поезду на следующем участке движения. Участки кондукторов ограничены крупными станциями и по длине составляют в среднем 60 – 150 км (бывают и  участки –  около 250 километров). Проверив один раз билет на участке кондуктор, как правило, запоминает пассажира и повторно билет не проверяет. Новый кондуктор на новом участке проверяет билет повторно.

Помимо сидячих и спальных  вагонов во многих  дальних поездах есть вагоны-бары и вагоны для перевозки велосипедов. Вагоны-бары это не аналоги вагонов-ресторанов на железных дорогах СНГ. Вагон-бар состоит из стойки с продавцом и столиков. Пассажиры подходят к стойке, оплачивают заказ, забирают его и садятся за столики, самостоятельно перенося туда купленный провиант. Ассортимент не очень большой, но достаточные для того чтобы подкрепиться в дороге – примерно соответствует тому, что было в буфетах «попугаев» - экспрессов  по РЖД между  Москвой и соседними областными центрами в первые годы их курсирования.

Вагон-бар

В вагоне для перевозки велосипедов часть пространства не занята купе, а пустое, с креплениями для установки велосипедов. В Польше велосипеды активно используются населением как транспортное средство в повседневной жизни и в как средство передвижения на отдыхе. Во многих городах имеются полосы и светофоры для движения на велосипедах. Поэтому транспортировка велосипедов в поездах актуальна и удобства для этого в поездах созданы.

Помимо дальних поездов  в Польше есть поезда, следующие со всеми остановками – «особовые» (пассажирские).  Это аналоги пригородного сообщения на железных дорогах стран СНГ. Представлены поезда, следующие со всеми остановками электропоездами и подвижными единицами, которые на РЖД и УЗ называли бы «рельсовые автобусы». Есть также «рельсовые трамваи» - это короткие подвижные единицы, напоминающие «рельсовые автобусы», но предназначенные для движения по электрифицированным участкам. Иногда в качестве пассажирских поездов на неэлектрофицированных участках можно встретить тепловоз со старыми вагонными дальних поездов из сидячих купе.

У вагонов дальних поездов есть цветовая дифференциация. Несколько лет назад все поезда перевозчика PKP Intercity были  светло-фиолетового с добавлением белого цвета. На вагонах 1-го класса сверху нанесена желтая полоса, 2-го класса – зеленая. Во всех дальних поездах (бывают исключения, но мало) перевозчика «PKP-Перевозки региональные» вагоны 2-го класса зеленые, первого красные (иногда на вагонах 1–го класса ставят наклейку внутри дверей тамбура  о том, что вагон едет в режиме 2-го класса). Сейчас , по мере постепенного увеличения доли дальних поездов перевозчика PKP-Intercity, довольно большая часть вагонного парка из «Региональных перевозок» перешла в низкий сегмент перевозчику PKP-Intercity без перекрашивания..  Во многих поездах перевозчика PKP-Intercity на сегодняшний день вагоны не светло-фиолетовые, а «сборная солянка» - есть как и красные с зелеными (1-й и 2-й класс соответственно), так и светло-фиолетовые.

В аналогах «пригородных» поездов железных  дорог стран СНГ - пассажирских поездах жесткой цветовой дифференциации вагонов нет. Электрички , как правило красные, красно-черные или сине-желтые. Встречаются пассажирские поезда, состоящие из двухэтажных синих  вагонов. Многочисленные рельсовые «автобусы» и «трамваи» наличествуют совершенно разных цветов. Как правило на рельсовых «автобусах» и «трамваях»  помимо цветовой окраски обязательно присутствуют герб и название воеводства, где находится депо приписки данного транспортного средства.

Поезда в Польше подразделяются на сегменты (класс поезда обозначен во всех расписаниях – и в интернете и в расписаниях на вокзалах / станциях):

EC /EIC/ EX – наиболее быстрые и дорогие поезда с сидячими вагонами и обязательной резервацией мест как в первом, так и во втором классе.  Проезд в данном сегменте  стоит дорого, но зато комфортен. В качестве небольшого бонуса пассажирам в поездах данного класса выдается одно чашка кофе / чая + круассан/ печенье бесплатно. Разносят провиант по вагонам сотрудники на тележках из вагона-бара. Ассортимент и цена продуктов на тележках  такой же, как и вагоне-баре.  Подразделение внутри сегмента: EC (EuroCity) поезда, следующие из  городов Польши за границу  (кроме поездов в РБ, РФ, Украину), EIC (ЭкспрессИнтерСити) – комфортные и быстрые поезда , следующие внутри страны, Ex (Экспрессы) – также комфортные и быстрые поезда внутри страны, но вагоны могут быть немного хуже, чем в EIС. Поезда данного сегмента принадлежат перевозчику PKP-Intercity (поезда EC бывают и иностранных перевозчиков). Проезд в данном сегменте, особенно в  поездах EIC довольно дорог.  На самом деле, смотря, с чем сравнивать. В пересчете на километраж проезд в поездах EIC стоит дешевле, чем проезд на «Сапсане» Москва – СПб и при этом  (ИМХО) комфортнее. Для получение прибыли с данного сегмента перевозчик «PKPIntrecity» ставит поезда на популярные направление в самое удобное время.  Свой потребитель у данных поездов есть. В основном это пассажиры выше среднего достатка, командировочные менеджеры и обеспеченные туристы. На направлении Варшава-Краков, сев  в поезд EIC в джинсах-свитере-куртке и с рюкзаком можно себя дискомфортно почувствовать – подавляющее большинство мужчин едет в дорогих костюмах, женщин также в дорогой одежде (вообще,  в Польше одеваются довольно просто, поэтому непривычно и неожиданно встретить скопление элегантно одетых людей в поезде). В сидячих купе данного сегмента есть электрические  розетки. В поездах EIC из расчета на каждое кресло. Довольно много пассажиров в пути работают за ноутбуками

Поезд EIC Варшава-Краков

TLK – скорые (по-польски – «поспешные») поезда перевозчика «PKP-Intercity». На данный момент поездов данной категории больше всего среди дальних поездов. Категория TLK постепенно вытеснила дальние поезда перевозчика «PKP Перевозки региональные» (5-6 лет назад доля  поездов «PKP Перевозки региональные» по отношению к поездам TLK была гораздо больше).

Качество, комфорт и чистота вагонов поездов категории TLK могут быть совершенно разные, но не ниже определенного уровня. При проезде в поездах TLK можно смело рассчитывать на то, что в купе будут наличествовать мягкие сидения, зеркала (размер совершенно разный от крошечных до таких же, как в EIC, вагоны будут более-менее чистые (они точно полностью убираются в пунктах приписки иначе там бы скапливалось много грязи и пыли), туалеты будут вполне нормальны для посещений (без страшных запахов, откровенной грязи и т.п.). Другое дело, что вагоны в поездах TLK по большей части старые, полы немного затертые, стекла и облицовка вагонов снаружи выглядеть грязновато (повторюсь, внутри вагонов с чистотой все нормально, существенно чище, чем во многих плацкартных, общих и сидячих вагонов нефирменных поездов железных дорог стран СНГ) . Среди поездов TLK могут попадаться и поезда близкие по комфорту и новизне вагонов к сегменту EC /EIC/ EX с комфортными вагонами и розетками в купе. Как правило, это вагоны переведенные в категорию TLK из верхнего сегмента совсем недавно.

В общем случае, поезда TLK одна из конечных, которых Варшава, а вторая крупный центр воеводства, например, Катовице или Быдгощ, очень качественные и не уступают поездам EX. Поэтому для перемещения из Варшавы во  Вроцлав, Быдгощ, Катовице и т.п можно смело выбирать поезд TLK, при условии что пункт отправления Варшава, а конечный пункт крупный город, являющийся центром воеводства.

Пример качественного комфортного поезда TLK – поезд

«Коперник» Варшава - Быдгощ

Во многих регионах Польши поезда TLK соответствуют верхнему ценовому сегменту – поездов классом выше нет, так как нет платежеспособного спроса. Например, из Познаня в Ольштын или из Белостока в Гданьск при всем желании проехать с высоким уровнем комфорта не получится – максимально комфортные поезда между городами только TLK .

В первый класс поездов TLK резервация мест обязательна. Резервация в вагоны 2-го класса большинства поездов TLK не требуется. (Есть поезда TLK, в вагоны 2-го класса резервация обязательна).

При планировании поездок по Польше резервацией мест можно особо не «заморачиваться» в тех поездах, где резервация не обязательно. Польские поезда в среднем заполняются на 30-70 %, поэтому свободные места есть почти всегда. Резервировать места имеет смысл только в  самое пиковое время на маршрутах с большими пассажиропотоками – начале или конце праздников / выходных, футбольных матчах, на которые съезжаются болельщики из разных городов и т.п. В  будние дни и середине выходных места в поездах всегда есть. В пиковое время, если свободные места и отсутствуют, то не весь маршрут поезда, а один-два участка. Сменяемость пассажиров в польских поездах большая, поэтому при отсутствии мест в вагонах без резервации, максимум час – полтора придется постоять или посидеть на откидных местах в коридоре вагона, затем свободные места появятся.

Поезда TLK

Поезда категории D – это поезда, идущие за границу Польши, но не относящиеся к классу EuroCity. В частности к данному классу относятся дальние поезда, следующие из Польши или через Польшу в (из) РФ, РБ, Украину. Вагоны в поездах категории D могут быть совершенно разные. В сообщении Польша - Украина, РБ, РФ  это спальные вагоны в основном европейского габарита. (После реконструкции вокзала Варашава-Центральна к евро – 2012 вагоны габарита стран СНГ могут доходить в Польше только до Варшавы-восточной и Пшемысля.). При поездке из Москвы в Польшу и из Польши в Москвы по железной дороге самый удобный график имеет поезд 9/10 «Полонез» Москва-Варшава/Варшава – Москва. График поезда удобен тем, что он укладывается в режим «овернайт», приходит в Варшаву утром и отправляется из Варшавы во второй половины дня. Воспользовавшись данным поездом при поездке в Польшу можно успеть доехать до любой точки страны , пересев в Варшаве , в день въезда в Польшу. Причем в большинстве случаев доехать до пункта назначения в Польше (если это не Варшава) получится еще до середины дня. Тоже и при обратной дороге из Польши – выехав из любого крупного города Польши утром можно успеть в Варшаву на «Полонез» , едущий в Москву. Кроме удобства графика «Полонез» доезжает от Москвы до Варшавы быстрее по времени, чем остальные поезда на данном участке.  Данный поезд на территории Польши как раз относится к категории D.

Поезд «Полонез» формируется составами РЖД и PKP-Intercity, состоящих из спальных вагонов. Составы PKP и РЖД курсируют, чередуясь друг с другом через день. При поездке на «Полонезе» в случае наличия возможности варьировать дату поездки на один день  лучше выбрать польский состав перевозчика «PKPIntercity». Поездка пройдет более качественно, так как в польских спальных вагонах шире и комфортнее купе, более качественная постель, лучше обслуживание проводников, чем в международных вагонах РЖД.

Спальные вагоны PKP на примере поезда «Полонез» Варшава-Москва

«Полонез» на смене вагонных тележек в Бресте

«Полонез» на Белорусском вокзале в Москве

IR – ИнтерРегио / RE – РегиоЭкспрес – дальние поезда, принадлежащие перевозчику «PKP  Перевозки региональные». Разница внутри сегмента в том, что на поезда РегиоЭкспресс можно резервировать сидячие места через интернет. Стоимость проезда в поезда ИнтерРегио  ниже, чем в поездах TLK. За поездку по Польше в январе 2013 года проехать на дальних поездах «PKP  Перевозки региональные» проехать и посмотреть что они из себя представляют не получилось, но внешне они выглядят немного похуже поездов TLK.

Поезд ИнтерРегио на станции Торунь-Главный, январь 2013 года

Окончание здесь


  • 1
Спасибо за очень подробную и полезную информацию!

можно мне у вас несколько фотографий для статьи позаимствовать? со ссылкой на пост, разумеется)

Пардоньте, деликатный вопрос. Так на поездах TLK intercity есть туалеты или нужно планировать всё на вокзале?)

Очень сложно найти полезную информацию про велосипеды в поездах. Ночных велосипедных из Польши вообще нет, как я понимаю, с региональными тоже могут быть проблемы даже в случае с велопоездами, если все места окажутся заняты. Через Интернет онлайн загодя заказать билеты на региональный получается, а вот с веломестами проблемы... Переписывался несколько дней с PKP, говорят, всякое возможно, мол. При этом на международный заранее онлайн вообще не купить, только живьём в спец. кассах на территории Польши.

А у нас маршрут со своими велосипедами по Европе, причём включает в себя участки Тересполь-Варшава и Варшава-Вена (крутил-вертел 2 месяца, не получается по-другому, был один обходной манёвр через Берлин, но там лимит веломест в поезде от CityNightLine уже за месяц оказался полностью занят... пришлось билеты сдавать и терять 45 евро). Есть велопоезд на первом участке, есть IC из Варшавы в чешский Бржецлав (оттуда до Вены велопоездов много ходит), но с первым проблемы забронировать сами веломеста как таковые, а со вторым та самая засада с кассами только в самой Польше.

Как бы не пролететь-то... =( Причём ведь 31-го августа в Польше, воскресенье это... В Бржецлав-то хоть с утра в понедельник, да и так спрос на поездку в Чехию, наверно, не пиковый, а вот Тереспольский местный аккурат днём в воскресенье... единственная велоальтернатива только вечером в 19, вообще Варшаву тогда не посмотрим (и пролететь с вечерним воскресным, наверно, шансы не меньше, чем с дневным). Да и вообще любой сдвиг в расписании сильно неприятен, путешествие чётко по дням распланировано.

Edited at 2014-08-06 11:51 am (UTC)

Варианты
"разбирать велосипеды и превращать их в обычный багаж" (слишком большие),
"купить новые велосипеды, складные или просто поменьше",
"арендовать в стране - конечной цели путешествия",
"лететь самолётом" -
не подходят категорически по разным причинам. Нужно именно как-то заранее купить билеты в поезда с веловагонами и иметь гарантию этих веломест, чтобы в поезд посадили.

Так что же делать? Не можете посоветовать?

Пока что ищу способ купить живьём в польских кассах через знакомых и знакомых знакомых. Но не уверен, что там не потребуют предъявлять паспорта, а это мы обеспечить не можем...

О, спасибо огромное, очень информативный пост) собираемся на Нг в Польшу и выбираем между сидячим и кушеткой TLK) теперь то понятно) зачем)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account