Previous Entry Share Next Entry
Варшава (начало)
heming_fromelko

В Польше, подобно тому, как в РФ есть Москва и Петербург, наличествует два столичных города – Варшава и Краков. (Есть еще и третий «столичный» город – Гнезно, но, если приводить аналогию с РФ, то Гнезно – это скорее местный Суздаль / Владимир). Пропорции населения между Варшавской и Краковской агломерацией, а также отношение жителей Варшавы и Кракова друг к другу ровно такие же, как между Москвой и Петербургом. Краков считается культурной и туристической столицей Польши. В Варшаве же сосредоточено большее население, резиденция президента, сейм, министерства посольства иностранных государств, сосредоточение бизнеса – как местного, так и представительства иностранных компаний. Жители Кракова относятся к Варшавянам и Варшаве несколько свысока, считая , что настоящая «культура», историческое наследие Польши и архитектура только в Кракове, а Варшава большой неуютный город, в котором помимо Варшавян присутствует много приезжих из разных частей Польши. В этой теоретической выкладке, которая присутствует на большинстве туристических русскоязычных ресурсах по Польше, была возможность убедиться на практике.

По дороге из Кракова в Пшемысль в 2007 году случайно разговорился с соседом по купе – студентом, жителем Кракова, учащимся во Львове (обучение во Львове стоит существенно дешевле, чем в Кракове, поэтому польских студентов в Львовских ВУЗах довольно много). Попутчик-студент интересовался Россией, а также расспрашивал, как нравится Польша. Расспросив про места в которых удалось побывать в Польше студент спросил «Согласны ли вы, что Варшава по сравнению «не гарно място»?». Я ответил , что сравнить не могу, так как в Кракове прожил неделю, а в Варшаве был только несколько часов , и те проездом в темноте. Попутчик-студент дал совет не посещать Варшаву вообще, так как смотреть и делать там нечего, еще раз добавив, что Варшава «не гарно място».

Спустя пять шесть лет Варшаву удалось посетить более, чем на два часа - на один день. Ничего такого особенно «не гарного» обнаружить не удалось. Напротив, Варшава очень понравилась. Конечно, там не столько архитектурных и культурных памятников, как в Кракове. Но город очень чистый по сравнению со многими столицами Европы (по крайней мере, в центре). Кропотливо восстановленный старый город идеально соседствует со стеклобетонными небоскребами нового центра. На улицах есть ощущение пульсации энергии столичного города, при этом отсутствуют мигранты (имеются ввиду явно выделяющиеся мигранты, допускаю, что приезжих из разных частей Польши, стран Балтии, РБ, РФ и Украины в Варшаве достаточно много) и довольно чисто.

Варшава, в отличие от Москвы, не является столицей, вокруг которой формировалось централизованное государство.

Первой столицей Польши, как государства был город Гнезно, расположенный примерно в 200 километрах к западу от Варшавы. Территория современной Польши в 9-10 веках мало чем отличалась от расположенной к востоку территории Киевской Руси – это были территории, где   жили славянские племена во главе с князем. Племя Западных Полян к концу 10-го века оказалось более организовано политически и немного выше по уровню развития соседних западнославянских племен. На протяжении 10-го века шло постепенное подчинение западными полянами соседних славянских племен. Князь западных полян (княжество Великая Польша) Мешко I с 960 года начал активно присоединять соседние княжества к княжеству полян со столицей в Гнезно. В 966-ом году Мешко I принял христианство, что позволило новому государству, сформированному вокруг княжества полян войти на равных политических и культурных отношения с имеющимися европейскими государствами того времени. Племя полян дало имя новообразованному государству со столицей в Гнезно.

По политическим и религиозным причинам столица нового государства в 11-ом веке   из Гнезно была перенесена на отвоеванные у чешских князей территории – в Краков. Краков стал столицей Польского государства формально практически до раздела Польши, до 1791-го года. В 1596 году, после пожара Вавельского замка, королевская резиденция была перенесена из Кракова в более динамично развивающийся (на тот момент) город Варшаву, находящийся в исторической области Мазовия и расположенный ближе к центру польских владений конца 16-го века, чем Краков. По возрасту Варшава ровесница Москвы – упоминания о Варшаве относятся к 12-му веку, хотя, как и в случае Москвы, поселения на территории Варшавы возникли гораздо раньше.

Формально Краков перестал быть столицей официально только в 1791 году, когда за Варшавой был закреплен официальный столичный статус, но по факту столицей Польши с 1596 уже была Варшава. В период раздела Польши Варшава относилась к Российской Империи, Краков же оставался центром сохранения польской культуры. Изначально при разделе Польши Краков стал вольным городом с польским самоуправлением, затем потерял независимость, был присоединен к Австрийской империи (затем Австро-Венгрии), но с особым автономным статусом - самоуправление в Кракове было частично Польским, а не Австрийским, преподавание в учебных заведениях велось на польском языке. Отношение жителей Кракова к своему городу, как к более историческому и культурному городу, чем Варшава, обусловлено не только тем, что Краков являлся средневековой столицей Польши, городом, где короновались и захоронены польские короли, но и тем, что в период отсутствия польского государства с 1795 по 1918 год Краков оставался центром сохранения польской культуры.

Географически структура Варшавы очень напоминает географическую структуру Киева. Точнее сказать, не напоминает, а Киев и Варшава полностью совпадают по расположению жилых массивов относительно Днепра и Вислы. Даже угол наклона течения Днепра через Киев и Вислы через Варшаву практически совпадают. Более населенные части городов , включая центры в Киеве и Варшаве находятся на правом берегу Днепра и Вислы соответственно, менее населенные – на левом. В Киеве сейчас нет старого города, но то, что условно можно считать за «старый город» - Андреевский спуск и Подол, расположены относительно железнодорожного вокзала и Днепра примерно также как восстановленный старый город Варшавы относительно вокзала Варшава-центральная и Вислы.

Транспортная инфраструктура Варшавы за исключением метрополитена очень хорошо развита. Международное и междугороднее сообщение Варшавы с другими городами Польши и странами мира обеспечивают два аэропорта, три основных железнодорожных вокзала, несколько автовокзалов. Основной транспорт для поездок из Варшавы в другие города Польши – железнодорожный и автобусный. Авиарейсы из Варшавы в другие города Польши есть, но доля авиаперевозок внутри Польши очень невелика по сравнению с железнодорожными и автобусными перевозками.

Основной аэропорт Варшавы – аэропорт им. Фредерика Шопена расположен в черте города, в юго-западной части. Относительно центра и других районов Варшавы аэропорт им.Фредерика Шопена расположен примерно также , как аэропорт «Жуляны» в Киеве. Второй аэропорт – Варшава-Модлин расположен за чертой города, к северо-востоку от Варшавы. Аэропорт Модлин ориентирован относительно Варшавы примерно так же, как аэропорт Шереметьево относительно Москвы.

Движение поездов по Варшаве организовано максимально удобно для пассажиров и для движения поездов. К удобной организации Варшавский узел пришел не сразу, различные перестройки производились очень долго, от первой прокладки железной дороги в Варшаве в середине 19-го века до примерно середины 70-х годов 20-го века. Продолжаются перестройки и последние десятилетия, но они меняют уже не схему движения, а скорее косметический вид вокзалов и станций. Организация движения пассажирских поездов и электричек через Варшаву сделана настолько удачно, что в странах СНГ когда упоминают о том, что неплохо бы как то рационализировать движение поездов и станции в городах, часто упоминают термин «Варшавская схема». Термин упоминается в контексте « а вот неплохо бы организовать движение поездов через город по «Варшавской схеме».

Суть «Варшавской схемы» такова. Все дальнее поезда и пригород, независимо от того, является Варшава конечным или транзитным пунктом имеют на территории Варшавы обязательные остановки на трех вокзалах – Варшава – Всходня (восточная), Варшава-Центральна (Центральный вокзал) и Варшава – Заходня (Западная). Поезда , у которых Варшава является конечным пунктом , следующие на направления, расходящиеся от Варшавы с левого западного берега Вислы отправляются изначально от станции Варашав-Всходня и при следовании от Варшавы имеют остановки на вокзалах Варашава-Центральна и Варшава – Заходня (некоторые поезда пропускают все же данную остановку) . И наоборот, поезда следующие на направления, которые расходятся от Варшавы на правом восточном берегу Вислы имеют конечной станцией вокзал Варшава-Западная, останавливаясь по пути на Центральном и Восточном вокзале. Транзитные поезда останавливаются на всех трех вокзалах. В центре (новом центре ) Варшавы железнодорожные пути проходят по тоннелю, не мешая новой городской застройке. «Пригород» и дальнее поезда следуют по тоннелю по разным путям и также разделены по местам остановки в центре города. Дальние поезда принимаются на «пассажирский терминал» Варашава-Центральна, «пригород» в основном принимается на смежную со станцией «Варашава-Центральна» станцию «Варшава - Сьрудмейсце (центр)»   Обе станции подземные, расположены рядом в торце друг друга.

Центральный вокзал Варшавы больше похож на пассажирский терминал аэропорта. Пути поездов находятся под землей – сверху большой простой зал, в переходах много кафе и магазинов.

Железнодорожный вокзал Варшава-Центральная

        Вокзал Варшава-Центральная сейчас выглядит очень чисто, маргинальные личности в самом здании (да и снаружи тоже) практически отсутствуют, для пассажиров организовано несколько камер хранения, как ручных, так и автоматических, так и ручных. В вокзальном комплексе много кафе, магазинов, несколько туалетов (платные).

А вот пригородный подземная пригородная станция «Варшава - Сьрудмейсце (центр)»   в плане чистоты и комфортности нахождения там подкачала. Не «ужас-ужас» конечно, но чебуречно-бомжевой аромат там наличествует. По разнице в чистоте дальнего и пригородного терминалов виден знакомый по РФ подход – иностранец на пригородный терминал в основной своей массе не заглянет, а для своих и так «проканает».

«Пригородная» станция «Варшава - Сьрудмейсце (центр)»

        Исторически в Варшаве сложилось так, что на данный момент сохранились еще несколько вокзалов, кроме трех упомянутых. Для движения дальних поездов они не задействованы, но в силу разных причин иногда на них могут приниматься дальние поезда. Например, на Гданьский вокзал некоторое время принимались поезда Киев-Варшава и Минск-Варшава. Причина – в данных поездах были вагоны габарита железных дорог стран СНГ, а Центральный вокзал после реконструкции принимать данные вагоны не мог. Причина выбора Гданьского, а не Восточного вокзалов для указанных поездов, видимо было наличие станции метро и свободных путей отстоя. Но такие исключения – редкость, в основном действует стандартная схема. Схема железнодорожного движения через город, как в Варшаве, конечно же не Варшавское ноу-хау. Такие схемы и до реализации в Варшаве использовались в городах Германии и т.п. Но, все же, восточнее Польши закрепился термин термин «Варшавская схема».

Городской транспорт Варшавы представлен трамваями, автобусами, метрополитеном, городской электричкой. Метрополитен Варшавы относительно «молодой» - открылся только в 1995 году. Сейчас Варшавский метрополитен состоит только из одной линии протяженностью 21 километр. Линия проходит по левобережной части города и соединяет центр города с жилыми районами на севере и юге Варшавы. Вторая линия, которая пройдет с запада Варшавы на восток, в районы расположенные на правом берегу Вислы. В существующей трассировке Варшавского метро есть два мелких неудобства, которые могут несколько снижать пассажиропотоки – станции метро непосредственно не подходят ни к терминалу поездов дальнего следования вокзала Варшава-Центральна, ни к восстановленному старому городу. От вокзала Варшава-Центральна до станции метро «Центрум» около 5 минут пешком без вещей, с вещами около 7-8 минут. До посещаемого туристами и варшавянами для прогулок «Старого Мяста» и улицы «Краковское предместье» около 8-10 минут пешком от станций метро «Ратуш Арсенал» и «Светокжиска». Хотя расстояния не большие, но сам факт отсутствия непосредственного выхода из метро на Центральный вокзал и к старому городу может несколько отрицательно сказываться на пассажиропотоке, так как трамвайные маршруты охватывают весь город и в отличии от метрополитена имеют остановки непосредственно около старого города и центрального вокзала. Наполняемость Варшавского метрополитена пассажирами сейчас примерно такая же, как в Казани – свободных мест в рабочие дни на центральных станциях особо не много и на станциях они заполняются, части пассажиров свободных мест не хватает и они едут стоя. Но переполненности и давки нет, проходы в вагонах свободны.

Назвать станции Варшавского метрополитена аскетичными нельзя - отделка хоть и не такая, как в Москве, но станции метро в Варшаве выглядят не так минималистично, как во многих городах и столицах Европы. Уровень отделки станций метро в Варшаве примерно такой как в Киеве и Минске с поправкой на то, что станции метрополитена в Варшаве строились в конца 20-го-начале 21-го века. Если сравнивать с городами РФ – то станции Варшавского метро по отделке и качеству сходны с Казанским метрополитеном (за исключением двух станций в центре Казани, отделка которых имеет разные «излишества»).

Станция метро «Центрум»

Станция метро «Ратуш Арсенал»

Изначально подвижной состав еще до открытия метрополитена был поставлен в Варшаву из СССР с Мытищинского вагоностроительного завода, затем вагоны поставлялись из РФ с завода им.Егорова (Санкт-Петербург) . В последние годы наравне с вагонам из РФ (как мытищинскими, так и петербургскими) в Варшавском метрополитене используются составы производства французского концерна Alstom. В ближайшее время для Варшавского метрополитена планируется поставка вагонов производства Siemens. Цвета вагонов поездов в Варшавском метрополитене красно-бело-синие. Узнать вагоны из РФ можно только по внешнем очертаниям, покраска, в отличии от нескольких столиц Европы, где используется те же цвета вагонов, что и в РФ, отличается.

Вагоны поездов Варшавского метро, произведенные в РФ

Вагоны Alstom

В центре Варшавы основной наземный транспорт – трамвай. Трамвайная сеть в Варшаве хорошо развита, много маршрутов, вагонный парк в последние 10 лет обновлен на современный, скорости движения трамваев по Варшаве относительно трамвайных сетей городов РФ и Украины высоки.

Варшавские трамваи около тоннеля под старым городом

в районе аллеи  "Солидарности"

Также наземный городской транспорт в Варшаве представлен автобусами, городской железной дорогой (обслуживает также пригороды Варшавы) и пригородными пассажирскими поездами (электрички) Мазовецкого воеводства, делающими на территории Варшавы много остановок. Между восточным, центральным и западным вокзалами можно перемещаться также на поездах дальнего следования - почти все поезда имеют остановки на всех трех вокзалах (западный вокзал некоторые поезда проходят мимо). При перемещении от восточного вокзала на центральный и западный и наоборот на поездах дальнего следования платить за билет не имеет смысла – в силу организации движения дальних поездов по Варшаве и организации контроля проверки билетов на польских железных дорог вероятность проверки билетов на участке Варшава-Всходня – Варшава-Центральна – Варшава-Заходня близка к нулю. Билет на городской транспорт – трамвай, автобус, метрополитен в Варшаве единый и не зависит от вида транспорта. Стоимость проезда зависит от времени действия билета. По одному билету в течении времени его действия можно совершать сколько угодно пересадок на городском транспорте.


?

Log in