Previous Entry Share Next Entry
Железнодорожная линия Минеральные Воды - Кисловодск
heming_fromelko
Железнодорожная линия Минеральные Воды – Кисловодск протяженностью 64 километра на сегодняшний день на территории РЖД является, чуть ли не единственным участком где, движение дальних и пригородных поездов организовано так как оно должно быть организовано везде, чтобы нормально функционировать и очень похоже на организацию движения в странах Европы с развитой сетью железных дорог. Все дальние поезда на лини останавливаются не только  в центрах субъектов федерации, станциях стыкования/смены локомотива/дозаправки водой/смены локомотивных бригад, а там где есть потенциальный пассажиропоток.

Пригородное движение на линии  организовано с интервалами от 40 мин до 1 час 20 минут (в среднем не более часа) с 6 утра до 10 вечера со всеми остановками. На территории городов Кавминводской агломерации (строго говоря, регион КавМинВод не совсем агломерация, это скорее конурбация – четко выраженного центра притяжения нет)  имеется от 2 до 4-х остановочных пунктов.  Такие интервалы позволяют электропоездам быть основным видом транспорта для миграционных потоков между городами Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и, частично, Железноводск и Лермонтов.



Линия полностью электрифицирована переменным током. Тепловозов на всем участке от Минеральных вод до Кисловодска встречено не было. В качестве локомотивов  используются локомотивы переменного тока ЭП1П, произведенные в Новочеркасском электровозостроительном заводе. В качестве электропоездов ходят шестивагонные электропоезда переменного тока ЭД9М. В качестве маневровых локомотивов также используются электровозы  - пассажирские поезда дальнего следования с конечным пунктом Кисловодск на станции Кисловодск не «отстаиваиваются» , а между прибытием и отправлением следуют на обслуживание в вагонное депо на станции «Минутка». В вагонное депо и на посадку в Кисловодск поезда «оттягивают» электровозы.

Электровоз ЭП1П на станции Минеральные воды





Электровоз ЭП1П  уходит со станции Кисловодск на станцию Минутка


Пригородные поезда на станциях Бештау, Пятигорск, Кисловодск








Количество дальних поездов на линии Минеральные воды – Кисловодск – 12-15 пар поездов в сутки. Количество пригородных поездов 22 пары в сутки (из них  несколько следуют не по полному маршруту Кисловодск - Минеральные воды, а по маршрутам Кисловодск – Пятигорск и Кисловодск – Лермонтовская).  На линии Минеральные воды – Кисловодск имеется также грузовое движение, причем наблюдал составы довольно большой длины. Что и куда они там возят не очень понятно, но раз возят - значит есть что и куда

Все дальние поезда останавливаются на станциях Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск. Пассажирский поезд Ростов-Кисловодск/Кисловодск – Ростов имеет также остановку на станции Бештау.   Личное мнение – на станции Бештау всем поездам следовало бы сделать остановку в 1 минуту. Время в пути это бы не увеличило – а удобство отдыхающим в Железноводске это бы увеличило. От ст. Бештау до курортной зоны Железноводска ехать около 5 минут на маршрутке, а от Пятигорска и Минеральных вод около 25  минут. На указанных станциях имеется посадочные платформы под длину пассажирских поездов.

Все посадочные платформы для электричек высокие. «Фартуки» в  тамбурах электричек опущены и не предусматривается выход на низкие платформы. На станциях , где останавливаются поезда дальнего следования зоны для  электропоездов  на платформах «высокие», оставшиеся части платформы низкие. Все вокзалы и платформы чистые и аккуратные. В Пятигорске и Ессентуках имеется надписи о наличии бесплатного WiFi.  Тестировать работает или нет было лень.


Транспортными воротами КавМинВод является город Минеральные Воды. Там находится и аэропорт обслуживающий миллионную конурбацию КавМинВод и крупный железнодорожный вокзал на линии Ростов-Махачкала, а также начинается линия на Пятигорск-Ессентуки-Кисловодск.

Вокзал Минеральных Водах построен в советском курортном стиле. Вокзалы в таком стиле находится в Сочи и в разрушенных состояниях в большом количестве в Абхазии. Поскольку все поезда стоят в Минеральных водах по 30-40 минут большое количество пассажиров фотографируется на фоне вокзала и фигуры эмблемы КавМинВод – «задумчивого» орла.

Вокзал на станции Минеральные воды







Поезд ¾ Москва-Кисловодск на станции Минеральные воды


Станция Бештау








Вокзал в Пятигорске
















Вокзал Ессентуки











Вокзал в Кисловодске






















Около многих остановочных пунктов расположены аккуратные павильоны – колоннады с названием станции.

Станция Подкумок



Станция Скачки















Прямо около станции Скачки (на территории Пятигорска) расположен Пятигорский ипподром, очень похожий на Московский. Не зная , что это ипподром его можно принять за вокзал из окна поезда, так как он расположен вдоль платформы.

Пятигорский ипподром



    Электрички от Минеральных Вод до Кисловодска ходят достаточно заполненные. Наполняемость  вагона в среднем около 80-90%.       Сменяемость пассажиров на маршруте очень большая. В рабочие дни в часы пик встречаются стоящие пассажиры, на последних рейсах после девяти вечера наполняемость не высока – порядка 10-30% мест, но очень высокая сменяемость пассажиров.
На всех остановках кроме Ессентуков и Пятигорска установлены турникеты на вход-выход , но они выключены. Есть впечатление , что поставлены они зря – проехать «зайцем» на электричке все равно не удастся – по вагонам постоянно курсируют кондуктора. Кондуктора довольно приветливые , здороваются, преговорят «спасибо» после показа или показа билета. Почти как «в Европах». Проезд недорогой . К примеру от Ессентуков до Пятигорска доехать стоит 15 рубле            й, а до Кисловодска 26 рублей. Но есть нюанс – Сев-Кав ППК явно немного не дополучает доходов. По пути из Ессентуков в Кисловодск, не успев в кассе вокзала Ессентуки купить билет до Кисловодска протянул кондуктору 52 рубля за  двоих. Кондуктор предложил давайте 40 рублей и езжайте без бланка билета. То есть явно пассажиров по сути ездит больше, чем проданных билетов. Получается, что турникеты все же позволяют учитывать реальный пассажиропоток – были бы они включены – явно сборы были бы больше.

    Организация движения электропоездов по участку Минеральные Воды является по сути единственным в РФ , да и в во всем бывшем СССР примером действующего, востребованного и нормально функционирующего S-Bahn (Киевскую городскую электричку можно не считать – если линия часами не работает, то считать ее за городской транспорт бессмысленно, Новомосковскую городскую электричку также можно не считать – там мизерное количество рейсов день). Расписание электричек помимо остановочных публикуется во многих местных газетах городов КавМинВод. При этом маршрутке между городами КавМинВод ходят пустые. Есть над чем задуматься ответственным за транспорт вокруг Екатеренбурга, Челябинска, Самары и т.п.

    Железнодорожная линия Минеральные Воды – Кисловодск  строго говоря не является «горной» на большей части протяжения. КавМинВод большей частью расположены на предкавказье, на плавно повышающейся равнине, с одинокими горами - лакколитами.  Линия очень извилистая , но идет она не в горах, а объезжая одинокие горы. От Станции Минеральные Воды до Пятигорска линия идет объезжая горы Змейка, Бештау, Машук и выходит плавно повышающуюся равнину. От станции Пятигорск до станции Белый Уголь горных пейзажей кроме Бештау и Машука вдали нет. Около станции Белый Уголь (поселок в черте города Ессентуки) начинаются красивые горные пейзажи – они длятся относительно недолго – около 10 минут, пока железнодорожная линия пересекает Пастбищный хребет по долине реки Подкумок и выходит в долину, где расположен Кисловодск.

    От основной линии имеется два  очень коротких ответвления Бештау-Железноводск и Скачки - Лермонтов длиной по 5 километров. Ранее по линиям было пригородное сообщение, сейчас его нет, хотя периодически делались попытки его восстановить. Но в данном случае, скорее всего, сообщение по этим линиям действительно не рентабельно. На станции Бештау к электричкам привязаны маршрутки (в электричках объявляют , что на ст. Бештау можно пересесть на Железноводск)  и одной маршрутки вполне хватает. Между Пятигорском и Лермонтовым имеется также достаточное сообщение автотранспортом.

   Вокзалы и платформы на «законсервированных» ответвлениях пока демонтировать не решаются, хотя вряд ли на них когда-либо возобновиться движение.
         «Законсервированный» железнодорожный вокзал в Железноводске














     Железнодорожный участок Минеральные Воды – Кисловодск очень удивил в приятную сторону. Ситуация на нем показывает, что , если захотеть то можно нормально организовать движения с чистыми и удобными платформами (сходы с платформ удобные для чемоданов, колясок и т..п -  наклонные), адекватными ценами за проезд и нормальными графиками движения.

     Но, к сожалению, этот участок исключение на РЖД. На всех остальных , не считая Мосузала, и, частично, ближайших окрестностей СПб и Нижнего Новгорода пригородное сообщение было доведено до убыточного состояния и близко к вымиранию, там где еще осталось.


  • 1
Вот ведь получается у кого-то... Почему именно здесь?
И чья тут заслуга: РЖД или местного управления?

А еще в 2006 году этот участок перевели на переменный ток,станция Мин.Воды была стыковой, а раньше тут работали ВЛ82

Движение на Железноводск восстановлено!

Но количество пассажиров там весьма не радует.
n05.narod.r u/poezdka2013bkp.html
без пробела

  • 1
?

Log in